1
Пояснительная записка
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования».
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька»
(Далее – программа) имеет художественную направленность.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей в области
вокального искусства, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание
творческой личности, получение воспитанниками элементарных основ будущего
профессионального образования. Основной целью программы является: раскрытие
вокальных, двигательных (основ хореографических), творческих способностей
воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность. Воспитание высоких образцов музыкальной и вокальной культуры
востребовано как государством и обществом, так родителями и детьми.
Музыка, как и другие виды искусства, способна социально воздействовать на
детей. Сегодня, когда мир музыки представлен широким спектром разных стилей и
направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания хорошего вкуса.
Важно понимать, что при освоении учащимися способов пения и содержания песенного
материала, а также способов движения под музыку можно сформировать у детей высокие
духовные потребности. В музыкальном воспитании в этом возрасте восприятие музыки
является ведущим видом деятельности
Так как
пение является одним из любимых детьми видов музыкальной
деятельности, обладающим большим потенциалом эмоционального, музыкального,
познавательного развития, данная программа дает возможность детям дошкольного
возраста плавно перейти от интереса к развитию вокальных, музыкальных, двигательных
(основ хореографических) способностей.
Также программа «Домисолька» поможет ребенку подготовиться к школе.
Систематические занятия пением способствуют формированию правильного
звукообразования, четкости дикции, что, безусловно, положительно скажется на развитии
словарного запаса и фонематическом восприятии речи, правильного речевого дыхания.
Педагогическая целесообразность данной программы решает основную идею
комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Музыка является
мощным средством воспитания тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком.
Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и
радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к
обучению в школе: развиваются память, мышление и воображение. Занятия музыкой
влияют на интеллектуальное развитие, а также на эмоциональное и физическое
самочувствие ребенка.
На музыкальных занятиях большое внимание уделяется такому инструменту как
голос, так как именно он способен стать основой музыкальной культуры человека в
будущем. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной
группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого
возраста. В процессе обучения навыкам игры на музыкальных инструментах, развиваются
слух и эмоциональная отзывчивость дошкольников. В старшей и подготовительной
группах дети учатся петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики
учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях в этом возрасте
2
важно научить детей любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров,
правильно, красиво и эстетично двигаться.
Программа позволяет раскрыть и развить творческие способности дошкольников,
художественно-эстетический вкус.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства. Отличительная особенность программы
заключается в том, что она направлена на развитие способностей детей к импровизации
на шумовых музыкальных инструментах.
Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и
умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными
инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Использование
педагогом в работе с детьми фольклора, потешек, песен с простыми и понятными для
детей словами способствуют в дальнейшем полноценному музыкальному развитию и
возможности к импровизации. Это поможет наилучшим образом достичь собственного
самовыражения, не опасаясь влияния более сложных образцов другой музыки.
Адресат программы – воспитанники 5-7 лет, не имеющих медицинских
противопоказаний. Программа направлена не только на музыкальное развитие, позволяя
посещать занятия воспитанникам с разной музыкальной подготовкой и певческими
способностями. Программа представляет содержание ознакомительного характера
Группы комплектуются в соответствии с возрастными особенностями, в составе от 15 до
30 человек в возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастной период старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В этот период
различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и
определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Теперь взрослый для
него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник
знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время
как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению,
расширяющему границы познания ребенка. Влияние коллектива сверстников на ребенка
становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие, он начинает
обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в
целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем
будет возрастать. Ребенок приобретает новый социальный опыт.
Формирование самосознания наиболее ярко проявляется в самооценке и
осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать других,
затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями, поступками других.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает осознавать свое место среди
людей и свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей
отношение к успеху или неудаче в деятельности.
Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника — развитие
воображения. Данный процесс становится возможным благодаря речи и происходит
вместе с ней. Основная особенность развития воображения — постеленное обособление
мира фантазии от реальности. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте
воображение тесно слито с реальностью, фантазии детей по большей части
непроизвольны, то в старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать
замысел и основную идею своего произведения, т.е. появляется преднамеренное,
произвольное воображение. В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться
как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической
функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если
уровень развития этого новообразования не достиг такого, который достаточен для
3
перехода ребенка к школьному обучению, то переход ребенка в условия учебной
деятельности является преждевременным.
Центральной психической функцией, определяющей в дошкольном возрасте
развитие всех психических процессов» является память. Именно благодаря ей происходят
вес существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы старшего
дошкольника. Сначала сознательная цель — сосредоточиться. Запомнить что-то начинает
выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых, при специальном обучении
логическим приемам, ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Уровень программы: ознакомительный. Общее количество часов – 39. Предлагаемая
программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей в возрасте от 5 до 7 лет,
продолжительность учебных занятий составляет 39 недель. Группы комплектуются в
соответствии с возрастными особенностями, в составе от 15 до 30 человек. Дети
принимаются на свободной основе.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (1
академический час – 25 минут). Это объясняется не только тем, что не обладающий
выносливостью голосовой аппарат ребенка устает и не может точно выполнить
предложенных ему вокальных и музыкально-технических задач, но и тем, что в пении мы
имеем дело со сложной координацией многочисленных органов, что требует большого
напряжения и внимания.
При необходимости (большая наполняемость) группа делится на две подгруппы.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проходят в игровой форме. Занятия музыкой могут повлиять на общую
культуру поведения. Чередование различных видов деятельности требуют от
дошкольника внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности,
проявления волевых усилий. Таким образом музыкальная деятельность создает
необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает
азы общей культуры будущего человека.
Виды деятельности.
1.Слушание музыки. Это развивает произвольное слуховое внимание, умение сравнивать,
узнавать, вспоминать.
2. Обучение пению. Развивает память, способность воспроизводить мелодию голоса.
3.Игра на детских музыкальных инструментах. Детское музицирование развивает память,
повышает интерес к музыкальным занятиям, развивает ритм, помогает преодолеть
излишнюю застенчивость, скованность.
4.Творческие задания. Возникает поисковая деятельность, происходит развитие
музыкального воображения, умственная активность. Жанровое богатство музыки
помогает воспринимать героические образы, лирическое настроение, задорные плясовые
мелодии.
5. Занятия ритмикой, движение в музыкальных играх и плясках. Так как динамика и темп
музыкального произведения могут изменять скорость движения, степень напряжения, то
это поможет улучшить осанку, выработать четкость ходьбы.
6. Концертные выступления, музыкальные викторины, соревнования. В программе
чередуются различные виды и формы занятий с учетом возрастных особенностей:
групповые, подгрупповые.
В процессе реализации образовательной программы по слушанию музыки и
музыкальной грамоте используются следующие технологии:
4
- здоровьесберегающая;
- информационная;
- игровая;
- технология подражания;
- технология публичных выступлений.
Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для включения детей в музыкально – творческую
деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных
сказок, русских народных песен и прибауток, новогоднего репертуара, а также и танцев.
Задачи программы:
предметные:
- сформировать навык эмоционально-выразительного исполнения песен;
- сформировать первоначальный навык элементарного музицирования;
- сформировать музыкально-ритмические и танцевальные умения и навыки для
дальнейшей самостоятельной танцевальной деятельности: танцевальные движения,
основные схемы построения в танце;
личностные:
-формировать основы самоконтроля, самооценки;
метапредметные:
- сформировать мотивацию к музыкально-творческой деятельности.
Учебный план
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Название
раздела,
тема
Всего
День знаний. Песни о
1
школе.
Песни
из
4
мультфильмов
Народные песни и
5
танцы
Количество часов
Теория
Практика
1
-
Форма
аттестации/контроля
-
1
3
Концерт
1
4
Праздничное
мероприятие.
Фестиваль народного
творчества.
Концерт
Праздничное
мероприятие
Фестиваль детской
песни
Концерт (Акция)
Песни о маме
Детские
православные песни
Разучивание и повтор
детских песен.
Патриотические
песни
Русские
народные
песни,
плясовые,
хороводы
Песни о природе
4
5
1
1
3
4
2
-
2
1
-
1
4
1
3
Театрализованное
представление.
4
1
3
Театрализованное
представление. Акция.
Разучивание и повтор
детских песен.
Патриотические
песни
2
-
2
4
1
3
Песни
3
1
2
из
детских
5
Фестиваль
патриотической песни.
Акция.
Концерт
фильмов
Всего
39
9
30
Содержание программы:
Тема 1. День знаний. Песни о школе (1 ч.)
Теория (1 ч.) Содержание занятия: обзор песен о школе.
Вид деятельности: Слушание детских песен о школе, беседа по содержанию.
Методы и приемы: прослушивание песен, объяснение незнакомых слов, беседа.
Программные задачи: воспитание устойчивого интереса к разучиванию новых песен,
расширить музыкальные впечатления, создать положительный эмоциональный настрой.
Требования к уровню достижений ребенка: у детей вызван эмоциональный отклик,
закреплен устойчивый интерес к разучиванию новых песен, расширены музыкальные
впечатления.
Тема 2. Песни из мультфильмов (4 ч.)
Теория (1 ч.) Содержание занятий: обзор песен из мультфильмов, беседа по
содержанию.
Вид деятельности: Слушание детских песен русских и зарубежных композиторов.
Практика (3 ч.) Вид деятельности: Разучивание мелодии
и текста. Просмотр
мультфильмов. Беседа по содержанию.
Форма контроля: концерт «В стране веселых песен».
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка. Сопровождать исполнение песни танцевальными движениями (с основами
хореографии). Совершенствовать исполнение танцевальных движений, выразительного
исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного исполнения.
Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение слов, чисто
интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 3. Народные песни и танцы (5 ч.)
Теория (1 ч.) Содержание занятия: Знакомство с песнями и танцами народов Российской
Федерации, знакомство с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народными
традициями,
беседа
по
содержанию.
Вид деятельности: Знакомство с
творчеством народов Российской Федерации.
Практика (4 ч.) Разучивание народных песен. Разучивание мелодии и текста.
Формы контроля: Праздничное мероприятие «Посиделки на Покров». Фестиваль
народного творчества «Я, ты, он, она - вместе дружная семья!»
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с чёткой
дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
6
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка. Сопровождать исполнение песни танцевальными движениями (с основами
хореографии) с предметами и без. Совершенствовать исполнение танцевальных
движений, выразительного исполнения танца. Обучение игре на музыкальных
инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для
игры.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного исполнения.
Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение слова, чисто
интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры. Обучение игре на
музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных
произведений для игры.
Тема 4. Песни о маме (4 ч.)
Теория
(1
ч.)
Обзор
песен
о
маме,
беседа
по
содержанию.
Практика (3 ч.) Разучивание песен о маме. Разучивание мелодии и текста.
Форма контроля: концерт «Мама милая моя…».
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка, умение передавать голосом отношение к семье, матери, создавать эмоциональный
настрой, созвучный характеру музыкального образа, вызывать у слушателей
эмоциональный отклик. Сопровождать исполнение песни танцевальными движениями (с
основами хореографии) с предметами и без. Совершенствовать исполнение
танцевальных движений, выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного
исполнения. Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение
слова, чисто интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 5. Детские православные песни (5 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с православными народными песнями беседа по содержанию.
Практика (4 ч.) Разучивание мелодии и текста православных народных песен на
Рождественские темы.
7
Форма контроля: Праздничное мероприятие «Рождественские колядки «Щедрый
праздник Рождества»».
Программные задачи: Разучивание и исполнение православных народных песен.
Знакомство с православной культурой, народными традициями. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка. Сопровождать исполнение песни танцевальными движениями (с основами
хореографии) с предметами и без, театрализацией, звуковым сопровождением для
создания особой эмоциональной окраски (колокольный звон и т.п.). Совершенствовать
исполнение танцевальных движений, выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного
исполнения. Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение
слов, чисто интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 6. Разучивание и повтор детских песен (4 ч.)
Практика (4 ч.) Разучивание и повтор мелодии и текста детских песен.
Форма контроля: Фестиваль детской песни «Вместе весело шагать!»
Программные задачи: Разучивание, повтор и исполнение детских песен. Учить петь
легко, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить
передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы
музыкального языка. Сопровождать исполнение песни танцевальными движениями (с
основами хореографии). Совершенствовать исполнение танцевальных движений,
выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного
исполнения. Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение
слов, чисто интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 7. Патриотические песни (5 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с песнями патриотического содержания, беседа по
содержанию. Знакомство с особенностями патриотических музыкальных произведений:
маршевый жанр, фанфары, сила эмоционального воздействия на людей.
Практика (4 ч.) Разучивание песен патриотического содержания. Разучивание мелодии
и текста.
8
Формы контроля: концерт (акция) «Моя родина - мой Сталинград!» Фестиваль
патриотической песни (акция) «Мы помним всех поимённо…»
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, качества характера, присущие солдатам-защитникам,
героям - воинам, передавать свое отношение к окружающей действительности, свою
жизненную позицию, любовь и уважение к матери, семье, уважение к армии, чувство
гордости за свое Отечество. Сопровождать исполнение песни с танцевальными
движениями (основы хореографии) с предметами и без. Совершенствовать исполнение
танцевальных движений, выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного исполнения.
Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение слова, чисто
интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 8. Народные песни, плясовые, хороводы (4 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с русским народным творчеством в сказках и пословицах,
поговорках, прибаутках, традициями русского народа, беседа по содержанию.
Практика ( 3 ч.) Разучивание русских народных песен, отражающих традиции русского
народа. Разучивание мелодии и текста.
Форма контроля: театрализованное представление «Масленица».
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка. Сопровождать исполнение песни с танцевальными движениями (с предметами и
без) – плясовые, хороводы. Совершенствовать исполнение танцевальных движений,
выразительного исполнения танца.
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие
музыкальных произведений для игры.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного исполнения.
Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение слова, чисто
интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
9
Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры. Обучение игре на
музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных
произведений для игры.
Тема 9. Песни о природе (4 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с песнями о природе, беседа по содержанию.
Слушание детских песен о временах года.
Практика (3 ч.) Разучивание мелодии и текста. Использование загадок, пословиц и
поговорок о временах года, природе при изучении текста песен.
Форма контроля: театрализованное представление (акция) «Международный день
птиц».
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен о временах года. Учить
петь легко, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить
передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы
музыкального языка. Сопровождать исполнение песни с танцевальными движениями,
обыгрывание песенных сценок. Совершенствовать исполнение танцевальных движений,
выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного
исполнения. Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение
слов, чисто интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Тема 10. Песни из детских фильмов (3 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с песнями из детских фильмов, беседа по содержанию.
Слушание детских песен русских и зарубежных композиторов. Просмотр отрывков из
детских кинофильмов.
Практика (2 ч.) Разучивание мелодии и текста песен из детских фильмов.
Форма контроля: концерт «Детство - это я и ты!»
Программные задачи: Разучивание и исполнение новых песен. Учить петь легко, с
чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать
эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального
языка. Сопровождать исполнение песни с танцевальными движениями (основами
хореографии) с предметами и без. Совершенствовать исполнение танцевальных
движений, выразительного исполнения танца.
Требования к уровню достижений ребенка: закреплен навык выразительного
исполнения. Слаженное исполнение песни, в одном темпе, отчётливое произношение
слов, чисто интонировать мелодию.
Методы и приемы: объяснение незнакомых слов, беседа. Выразительное исполнение
взрослым при знакомстве с произведением, разъяснения содержания характера
произведения. Применение наглядных и художественных средств.
Пропевание песни по музыкальным фразам на слог «ТА» или вокализом на звук «А»,
начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения. Звуковысотный показ
рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание индивидуально (сольно),
10
подгруппами (3-4 ребенка) и хором. Прием дирижирования музыкальным руководителем
и детьми: вступление и снятие по руке. Пропевание песни целиком.
Планируемые результаты.
предметные:
- сформирован навык эмоционально-выразительного исполнения песен;
- сформирован первоначальный навык элементарного музицирования;
- сформированы основы музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для
дальнейшей самостоятельной танцевальной деятельности: танцевальные движения,
основные схемы построения в танце;
личностные:
-формированы основы самоконтроля, самооценки;
метапредметные:
- сформирована мотивация к музыкально-творческой деятельности.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
Календарный учебный график.
Начало учебных занятий - 1 сентября
Окончание учебных занятий – 01 июня
Количество учебных недель: 20
№
п/п
Месяц,
дата
Время
проведен
ия
занятий
15:45 –
16:10
Форма
занятий
Кол-во
часов
Тема занятий
Место
проведен
ия
1
1.09
занятие
1
музыкаль
ный зал
8.09
15:45 –
16:10
занятие
1
3
15.09
занятие
1
4
22.09
занятие
1
5
29.09
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
концерт
1
6
6.10
15:45 –
16:10
занятие
1
7
13.10
15:45 –
16:10
занятие
1
8
20.10
15:45 –
занятие
1
День знаний.
Прослушивание
песен о школе.
Прослушивание
песен из
мультфильмов
Разучивание песен
из мультфильмов
Разучивание песен
из мультфильмов
Песни из
мультфильмов. «В
стране веселых
песен»
Народные песни и
танцы. Знакомство с
праздником Покрова
Пресвятой
Богородицы,
народными
традициями.
Разучивание
народных песен и
танцев.
Народные песни и
2
11
Форма
контроля
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Концерт
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
Праздничное
16:10
танцы. «Посиделки
на Покров»
Разучивание
народных песен и
танцев.
Народные песни и
танцы. «Я, ты, он,
она - вместе
дружная семья!»
Прослушивание
песен о маме
Разучивание песен о
маме
Подготовка
музыкальных
номеров к концерту
«Мама милая
моя…»
Знакомство и
прослушивание
рождественских
колядок
Разучивание
колядок и щедровок.
Разучивание
колядок и щедровок.
Разучивание
колядок и щедровок.
«Щедрый праздник
Рождества»
ный зал
Разучивание и
повтор детских
песен.
«Вместе весело
шагать!»
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
9
27.10
15:45 –
16:10
занятие
1
10
3.11
15:45 –
16:10
фестивал
ь
1
11
10.11
занятие
1
12
17.11
занятие
1
13
24.11
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
14
1.12
концерт
1
15
8.12
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
16
15.12
занятие
1
17
22.12
занятие
1
18
29.12
занятие
1
19
12.01
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
20
19.01
15:45 –
16:10
занятие
1
21
26.01
15:45 –
16:10
фестивал
ь
1
22
2.02
концерт
1
23
9.02
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
24
16.02
15:45 –
16:10
занятие
1
25
23.02
15:45 –
16:10
занятие
1
26
2.03
15:45 –
16:10
занятие
1
«Моя родина - мой
Сталинград!»
Русские народные
песни, плясовые,
хороводы
Русские народные
песни, плясовые,
хороводы
Русские народные
песни, плясовые,
хороводы
«Масленица»
27
9.03
15:45 –
занятие
1
Прослушивание
12
мероприятие
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Фестиваль
народного
творчества
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Концерт
Праздничное
мероприятие
«Рождественс
кие колядки»
Фестиваль
детской
песни
Концерт
(Акция)
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Театрализова
нное
представлени
е.
28
16.03
29
23.03
30
30.03
31
6.04
32
13.04
33
20.04
34
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
занятие
1
занятие
1
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
занятие
1
занятие
1
занятие
1
27.04
15:45 –
16:10
занятие
1
35
4.05
15:45 –
16:10
занятие
1
36
11.05
15:45 –
16:10
фестивал
ь
1
37
18.05
15:45 –
16:10
занятие
1
38
25.05
занятие
1
39
1.06
15:45 –
16:10
15:45 –
16:10
концерт
1
песен о природе
Разучивание детских
песен о природе
Разучивание детских
песен о природе
Международный
день птиц.
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Разучивание детских
песен
Разучивание детских
песен
Прослушивание
патриотических
песен
Разучивание
патриотических
песен
Разучивание
патриотических
песен
«Мы помним всех
поимённо…»
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Прослушивание
песен из детских
фильмов
Разучивание песен
из детских фильмов
«Детство - это я и
ты!»
музыкаль
ный зал
Театрализова
нное
представлени
е. Акция.
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
музыкаль
ный зал
Фестиваль
патриотическ
ой песни.
Акция.
Концерт
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
составляющих ее обеспечения:
Условия учебной деятельности.
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил,
установленных СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи". Музыкальный зал оборудован стульями в соответствии с
государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются
гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной
деятельности.
Материально-техническое обеспечение. Музыкальные инструменты, медиакартотека,
стулья. Ноутбук. Проектор. Демонстрационный экран. Костюмы.
Кадровое обеспечение: Высшее
профессиональное
образование
или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
13
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
Формы аттестации
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком
применять песни в играх, в процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной
деятельности; методом наблюдения; способом прослушивания.
Осуществляется учёт посещаемости, проводится мониторинг усвоения программы в
игровой форме.
Контрольные мероприятия проходят в форме музыкальных фестивалей, концертов,
посиделок, акций, театрализованных представлений, в счёт аудиторного времени
предусмотренного на учебный предмет.
Оценочные материалы.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя мероприятия
разного уровня, направленные на применения знаний на практике, индивидуальный
опрос, фронтальный опрос, диагностические тесты в игровой форме.
Оценка результатов осуществляется на основании:
- обмена впечатлениями после выступления;
- самооценка, взаимооценка (под контролем педагога, коррекция), оценка педагога
используется значительно чаще. Сюда можно также включить проверку знания текста,
мелодии песен и танцевальных движений;
- выполнение детьми несложных инструментально-творческих заданий помогает
установить качество усвоенных знаний, определить уровень их музыкального развития.
Оцениваются:
1.Качество освоения пройденного материала.
2. Степень самовыражения, яркость, эмоциональность исполнения.
3. Отношение к занятиям и заинтересованность в них, посещаемость.
Показатель
1.Обучение двигаться
в характере музыки,
передовая ее темповые
и динамические
особенности, умение
слушать,
воспринимать,
оценивать музыку.
2. Обучение основам
сценической культуры
и знакомство с
элементами
театрального
искусства
3. Обучение игре на
шумовых
музыкальных
инструментах.
Уровень
высокий
Ребенок понимает, как
необходимо двигаться
в характере музыки и
передает темповые и
динамические
особенности
произведения.
Воспринимает,
слушает и дает оценку
народной музыке.
Ребенок понимает, о
чем песня, может
правильно
воспроизвести нужные
эмоции.
Умеет правильно
держать народные
инструменты,
исполнять
средний
Ребенок понимает, как
необходимо двигаться,
но делает все
неуверенно с опаской,
нет раскованности в
движениях.
Воспринимает,
слушает, но не может
дать оценку.
низкий
Ребенок не может
попасть в темп или
удержать
динамические
особенности
произведения. Не
воспринимает
народную музыку.
Правильно
воспроизводит
нужные эмоции после
неоднократного показа
педагогом.
Не понимает смысла
песни. Низкий
эмоциональный фон,
нет эмоционального
отклика на
музыкальное
произведение.
Сформирован навык
исполнения
произведений на
народных
Исполняет
аккомпанемент в
определенном
ритмическом рисунке.
14
4. Развитие активного
восприятия музыки,
познавательного
интереса, творческой
активности, образного
мышления, мотивации
к самовыражению.
аккомпанемент
раскованно в
определенном
ритмическом рисунке.
Умеет правильно
держать народные
инструменты.
Может
самостоятельно петь,
уверенно,
артистически и
эмоционально
выполняет все
задания.
Может
самостоятельно петь,
уверенно, но не
эмоционально
выполняет все задания
инструментах.
Существуют
трудности и
неуверенность при
исполнении
произведения
Может петь только с
педагогом. Не
уверенно, без эмоций
и артистизма
выполняет все
задания.
Методические материалы
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма: групповая, подгрупповая
Принципы, приёмы и педагогические технологии:
1. Индивидуализация и дифференциация, заключающиеся в предоставлении каждому
ребенку возможности реализации творческих способностей в условиях индивидуальной
развивающей среды, соблюдении при этом добровольности выбора форм самореализации.
2. Многообразие и динамичность образовательного процесса, гибкая мобильная его
адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребенка.
3. Гуманизация и демократизация образования, внедрение педагогики сотрудничества,
накопление опыта нравственных отношений, стимулирование педагогического
творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий.
4. Систематичность и последовательность заключаются в планировании содержания,
развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и
вытекает из него.
Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных
принципов позволяет:
- сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные
способности воспитанников;
- осуществлять коррекцию психофизического и умственного развития воспитанников.
Большое значение в своей работе с воспитанниками педагоги придают
здоровьесберегающей технологии.
Список литературы и средств обучения.
Для педагога:
1.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 2013.
2. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4.
3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
4. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
5. Дейч Б.А. Педагогические технологии в дополнительном образований детей: учебное
пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006 – 132 с.
6. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" //
Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2
7.Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос» 2015.
15
8.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская нота»,
2011 г. – 106 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург «Невская
нота», , 2012 г. – 45 с.
11. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста //
Молодой ученый. -- 2014. -- №7. -С. 513-514.
12. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып.
№7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
13. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.:
Мнемозина, 2017. - 112 c.
14. Людмила, Малахова Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова
Людмила. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.
15. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2016.
16. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
17. Радынова Д.П., Барышева Н.В., Панова Ю.В. Праздники и музыкальные досуги в
детском саду. - М., 2011. 60 с.
18. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 110
с.
19. Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А.
Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 144 c.
20. СвердельЛ. В музыкальном зоопарке. Песенки-картинки, стихи, загадки, сказки, игры,
викторины / СвердельЛ.. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 419 c.
Для родителей:
1. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.:
Мнемозина, 2017. - 112 c.
2. Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А.
Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 144 c.
3. СвердельЛ. В музыкальном зоопарке. Песенки-картинки, стихи, загадки, сказки, игры,
викторины / СвердельЛ.. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 419 c.
16