01.09.2021
Дети
шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь
роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и
по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от
ролевой речи.
Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность
позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными,
чем другие. При распределении ролей
могут возникать конфликты, связанные с субординацией
ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия».
(В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская»
— зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей
в играх становятся
разнообразными.
Развивается
изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети
способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию:
это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации,
и иллюстрации к фильмам и книгам.
Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают
сюжетный характер;
достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими
или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится
более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить
о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображенного человека.
Конструирование
характеризуется умением анализировать условия,
в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.
Могут заменить детали постройки
в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети
способны выделять основные части
предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу
и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут
конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного
материала. Они осваивают два
способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»
природный материал до целостного
образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок
подбирает необходимый материал, для
того чтобы воплотить образ).
Продолжает
совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей.
Они называют не только
основные цвета и их оттенки, но и промежуточные
цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию
или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут
испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в
различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном
возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать,
в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если
дети будут применять
адекватные мыслительные
средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления,
отражающие представления детей о
системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования
различных объектов и явлений (представления
о цикличности изменений): представления о
смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т. д
Кроме того, продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов.
Дети группируют объекты по
признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения (объединения) и
умножения (пересечения) классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и
форму (материал) и т. д.
Как показали
исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и
давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы
их наглядного опыта.
Развитие воображения в
этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться
устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни.
Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы.
Развивается связная
речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
Достижения этого
возраста характеризуются распределением ролей
в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью;
применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом
возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.